Джон Шарковски был одним из немногих кураторов, рано обратившим внимание на ее художественный потенциал
Как
сообщает газета New York Times, в субботу 7-го июля в городе Питтсфилд
(штат Масачузетс) скончался знаменитый куратор фотографии Нью-Йоркского
Музея современного искусства Джон Шарковски (John Szarkowski). Ему был
81 год. Шарковски, бессменно занимавший свой пост в МОМе на протяжении
почти тридцати лет, прославился выставками и художественной критикой,
которые поставили фотографию на одну ступень с более традиционными
формами высокого искусства – живописью, скульптурой и графикой.
Когда
он начинал кураторскую деятельность в 1962 году, фотография мало кем
признавалась как равная другим формам искусства. Ее основным
достоинством и назначением считалась полезность при создании
документальных материалов. Но куратор видел ее как равноправную форму
самовыражения, сделав 1967-ом году знаменитыми имена таких ныне
классиков как Диана Арбус, Ли Фридлендер и Гэри Виноград на выставке
"Новые документы". "За последние десятилетие", писал он тогда, "новое
поколение фотографов изменило свой подход к документальной фотографии,
дабы сделать его более личным. Их целью является не изменить жизнь, а
познать ее." В 1976-ом году Шарковски организовал выставку Уильяма
Эгглстона, ставшего важной фигурой в истории цветной фотографии. Так же
влиятельны были и его книги: "Глаз фотографа" (1964) и "Глядя на
фотографии 100 снимков из коллекции Музея современного искусства"
(1973). Сам Шарковски, сын почтмейстера из штата Висконсин, взял
фотоаппарат в руки в одиннадцать лет и занимался фотографией всю жизнь.
Прославив других, сам он тоже был признан как художник, чья
ретроспектива прошла в нескольких крупных музеях США в 2005-2006 годах.