Мы пока не знаем, получит ли город Сочи право на проведение зимних Олимпийских игр 2014 г. Но эмблема города-кандидата на днях уже утверждена и выглядит не слишком современной. Посмотрим на олимпийские эмблемы прошлого. Для 1980-х гг. характерна геометрическая правильность, вычерченные линии. Эмблемы «Москва-80», «Лос-Анджелес-84» и «Сеул-88» воспринимаются как сухой чертеж. На современный взгляд в них мало сока. Зато присутствует политический подтекст: на эмблеме Москвы красуется советская звездочка, а на знаке Лос-Анджелеса — американская. По-другому и не могло быть в эпоху противостояния систем.
В 1990-е гг. вместо политического подтекста возникли радостные эмоции. Я помню, как свежо выглядели знак «Лиллехаммер-94» и очень стильные пиктограммы этих игр. В центре картинки — северное сияние, которое воспринимается как что-то живое. Под ним — рассыпающийся растр, как будто художник мазнул кистью. Эмблема «Нагано-98» — разноцветная, словно распускающийся цветок, буйство красок и эмоций. Интересная эмблема была у «Турина-06». Мы видим морозный склон горы в трехмерном пространстве. Это говорит о том, что Олимпиада — воздух, свершения будущего, высота. Заявленный значок «Пекина-08» похож на туристические символы стран. Китайцы тонко прочувствовали, что Олимпиада — это большой туристический проект, не стоит нагружать ее политическим смыслом. Пекинский знак настолько дружелюбный, веселый, современный, что все проблемы «китайской демократии» как будто отступают назад.
Эта тенденция — создавать образы подчеркнуто дружелюбные — особенно важна сейчас в глобальном мире, полном стрессов и опасностей. Олимпиада — мирный проект, где праздник спорта заменяет политическую борьбу.
В утвержденной на прошлой неделе эмблеме «Сочи-14» также нет политической подоплеки, это вполне нейтральная снежинка, похожая на ту, что красовалась на эмблеме «Солт-Лейк-Сити-02». По композиции блока сочинская эмблема является чуть ли не прямой цитатой «Лиллехаммера-94». Но по эстетике сочинский значок сродни 80-м. Те же самые угловатые линии, что в «Лос-Анджелесе-84» и «Москве-80». Полное впечатление, что эмблема сделана лет двадцать назад.
Да и цвета достаточно кондовые: агрессивно сочетающиеся красный и синий. Наверное, художник задумывал запечатлеть цвета российского флага. Но посмотрите на эмблему «Афин-04»: нежный цвет чистого неба. А «Сочи» — грозовое небо с красными молниями, в котором бьется несчастная снежинка. Это знак опасности.
В эмблеме нет дружелюбной энергии, которая могла бы добавить мягкую ноту в представление о России на мировой арене. Красная кривая — словно ритм бьющегося сердца или символ опасности. Угловатое синее знамя выполнено рублеными четкими кривыми, а снежинка собрана из тонких прутиков. Множество пересекающихся тонких и прямых линий обычно воспринимается как нечто хрупкое. Острые линии упираются в края синего поля, практически обламываясь на них. Снежинке тесно в этом сложном поле, в котором есть еще и две мертвые зоны — верхний правый и левый нижний углы. Естественное движение взгляда цепляется за них.
Единственный способ существовать внутри сложных пространств — небольшое центрированное изображение, чтобы вокруг было много воздуха. Но в данном случае снежинка зажата, как в тисках. Ей больше подошел бы круг в качестве фона. Да еще контуры его можно было сделать слегка размытыми, чтобы ей там было не опасно. Кроме того, круг — символ солнца. Мороз и солнце — привлекательное сочетание.
Конечно, значок города-кандидата не очень влияет на выбор комиссии. Но яркая, красивая эмблема подсознательно располагает к себе. Возможно, это та самая доля процента, которая могла бы перевесить чашу весов в нашу пользу.
Леонид Фейгин и Дмитрий Пёрышков совладельцы и арт-директоры студии «Директ Дизайн»